Современные реалии контентного бизнеса

This post is also available in: Английский

Контент и облачный бизнес

Недавно Apple анонсировала выход iCloud  сервиса этой осенью. Как это изменит ситуацию на рынке Интернет дистрибуции контента и как на это реагируют нынешние игроки? Об этом мы поговорим в этой статье.
Бизнес по платному распространению цифрового контента давно привлекает крупнейшие компании из разных отраслей в разных странах. В него приходят традиционные Интернет компании (ранее работавшие лишь по рекламной модели), телекоммуникационные компании (пытающиеся избежать участи глупой широкой трубы) и медийные компании (ищущие новых средств монетизации контента). Впрочем, есть и компании вне категорий типа Apple, которые разрабатывают потенциальные next big thing направления, а цифровая дистрибуция контента несомненно к ним относится. Apple вообще часто меняет правила игры в отраслях, которыми начинает заниматься. Так в 2003 году с запуском iTunes Musical Store кардинально изменился бизнес дистрибуции музыки. Об этом очень хорошо расписано во многих биографиях Стива Джобса, о том как сложно было договориться с правообладателями. Кратко об этом можно прочитать здесь и здесь. В дистрибуции видео контента более всех приуспела совершенно другая компания — Netflix. Успех Netflix многие объясняют уникальным на тот момент предложением неограниченного доступа по подписке и большим выбором контента (Netflix покупает очень много контента для своих подписчиков, часто на эксклюзивных правах).
Компания Apple с iTunes Store сумела завоевать порядка 70% рыночной доли в Интернет дистрибуции музыки в США, поэтому многие опасаются движения Apple в сторону видео контента. Недавний запуск iCloud на WWDC породил много слухов и ожиданий задолго до своего появления. Многие держатели акций Netflix были особенно напряжены о чем свидетельствуют котировки акций компании в день WWDC. Наверняка, пристально наблюдали за этим и другие игроки — Vudu, Hulu Plus, Amazon Prime. Сам по себе сервис iCloud не особо интересен — по сути это модифицированный MobileMe, который позволяет сохранить фотографии, документы, приложения, бэкапы, контакты и т.п. Подробности тут. А вот интеграция iTunes в iCloud обладает некоторой революционностью, доступной пока лишь в США. По сути Apple предложило путь для легализации библиотеки музыкального контента. При ограничении в 25 000 композиций пользователь может воспользоваться сервисом iTunes Match и получить все композиции, которые у него уже есть, в высоком качестве на всех устройствах, которые у него есть (iOS + Windows PC). По всей видимости Apple обладает очень большим влиянием на крупнейших правообладателей (60%-70% рынка Интернет дистрибуции музыки?) раз сумел уговорить их на такие условия. По всей видимости это должно привести к дальнейшему уменьшению доли других игроков, в любом случае стоит подождать ответных действий со стороны Amazon и Google, кроме того ходят слухи о скором выходе нового сервиса от HP. Влияние Apple в части дистрибуции видео контента (полнометражные фильмы в первую очередь) далеко не так существенно, поэтому слухи о выходе конкурента для Netflix и других компаний не оправдались. Многие говорят о дальнейшем развитии сервиса и на видео контент, но на мой взгляд это крайне маловероятно — скорее это удастся Netflix’у, который и так за эксклюзивные права привык заливать правообладателей деньгами.
Онлайн видео бизнес вообще очень специфичен — на данный момент наиболее массового успеха достигают проекты с моделью подписок и неограниченным доступом (плоские тарифы). Разовые продажи видео не дают впечатляющего результата своим создателям, а рекламная модель до сих пор находится под вопросом. Можно ли окупить затраты на доставку качественного видео контента за счет встроенной рекламы? Если можно, то почему Hulu так усиленно развивает Hulu Plus сервис премиум подписок? Кроме того, многие крупные правообладатели имеют достаточно амбиций для вывода своих видео порталов, со своим эксклюзивным контентом. HBO Go — отличный тому пример, обладая высоко популярным контентом HBO монетизирует в первую очередь его на своей площадке. Причем в этом случае правообладатели часто имеют хорошее давление на контент агрегаторов типа Netflix, диктуя им свои условия.
В качестве некоторого итога можно отметить следующие важные факторы в онлайн видео бизнесе:

  • Интернет площадке нужна большая аудитория для влияния на правообладателей
  • Интернет площадке нужен большой выбор, желательно эксклюзивного контента, который привлечет большое количество пользователей
  • Пользователи намного более охотно покупают подписку на неограниченный просмотр видео, нежели разовые просмотры

Эти выводы объясняют успешность Netflix: обладая хорошим стартовым капиталом Netflix обеспечил большой ассортимент контента, это привлекло большое количество подписчиков, осознавших что смогут смотреть практически все что им нужно без ограничений. Обладая приличной абонентской базой Netflix получил еще больше денег для покупки контента. Сейчас тяжело представить выход более крупного игрока, им могут быть лишь кабельные операторы и крупные правообладатели контента, чья абонентская база сопоставима с Netflix — в первую очередь HBO (Time Warner) и News Corp.
После очередной Apple встряски онлайн видео бизнес может жить спокойно, продолжая жить по нынешним правилам игры. Насколько долго продлится это равновесие?
Как это будет в других частях света? Наверное сильные игроки будут адаптировать наиболее успешные бизнес модели к местным реалиям. Так уже сейчас видно запуск множества премиум видео порталов с рекламной моделью (Hulu) и с подписками (Netflix, Hulu Plus). Видно, что основные игроки появляются из тех же отраслей, что и в США.
Мы ждем ваших мыслей на этот счет.
Успешного онлайн бизнеса!