Тенденции в развитии Интернет мультимедиа

This post is also available in: Английский

Среди множества тенденций в развитии онлайн отрасли одна из самых крупных — взрывной рост популярности мультимедиа контента. Интернет пользователи потребляют все больше контента, а онлайн ресурсы все больше его публикуют. Технологии онлайн мультимедиа развиваются таким образом, чтобы обеспечить еще больше контента в Интернете (P2P, новые средства защиты) и привлечь издателей, которые раньше не задумывались или не интересовались онлайн присутствием. В этой статье мы поговорим об основных тенденциях развития мультимедиа отрасли за последнее время.


Hulu
Одним из лидеров и первопроходцев онлайн видео отрасли является компания Hulu, популярность которой не дают покоя многим крупным Интернет компаниям и правообладателям. Во многих крупных странах запускаются аналогичные проекты, в то время как компания Hulu сама начала задумывать о мировой экспансии. Об этом недавно CEO Hulu — Jason Kilar сообщил в интервью Wall Street Journal. Hulu также допускает возможность привлечения новых инвесторов для поддержки глобальной экспансии. Одной из сложностей экспансии является то, что права на контент мейджоров часто отдаются на эксклюзивной основе локальным игрокам.
Jason Kilar отметил, что сервис подписки Hulu Plus за $7.99 в месяц развивается лучше чем ранее ожидалось. Это очень интересный факт, т.к. изначально Hulu развивала полностью бесплатную рекламную бизнес модель, а теперь еще сильнее стала конкурировать с NetFlix и другими проектами. По всей видимости это является подтверждением большей перспективности платных моделей для онлайн премиум контента. Сервис Hulu Plus предлагает больший ассортимент премиум видео контента, чем бесплатный аналог. Таким образом компания также борется за свое время на широких ТВ экранах с традиционными ТВ каналами и новыми игроками типа Netflix, Apple и Google. Сервис Hulu Plus доступен владельцам ТВ через игровые консоли и медиа плееры, а также на компьютерах и iPad.
Некоторые подробности интервью можно прочитать здесь.


BBC
Очень похожие действия наблюдаются и со стороны проекта BBC iPlayer. Подробности можно найти здесь. BBC запускает общедоступный сервис подписки, доступный пока лишь на iPad. Т.е. компания также запускает платную подписку, начинает глобальную дистрибуцию контента и стремится к доставке контента на новые устройства. Ранее контент iPlayer был доступен лишь на территории Англии и в течение лишь недели, после чего права на контент уходили к продюсерам.

Google
Недавно компания Google объявила о покупке Widevine — разработчика кросс-платформенных систем доставки видео контента и его защиты (DRM). Это был предсказуемый шаг — с запуском GoogleTV компания сделала серьезную заявку в борьбе за внимание зрителей. Для обеспечения широкого ассортимента премиум контента на своих витринах Google просто необходимо наличие DRM решения — этого требуют большинство крупных правообладателей. Интересно, что один из основных конкурентов GoogleTV — NetFlix — уже использует технологии Widevine. Также стоит отметить, что GoogleTV уже поддерживает Adobe DRM (там есть встроенный Flash Player 10.1). Подробности в официальном блоге Google.


Netflix
Netflix для поддержки новых устройств перешел на использование HTML5. Как утверждает Netflix VP of Personalization Technology John Ciancutti, это упрощает поиск контента и его просмотр для пользователей. Интересный подход к SEO. Вопросы защиты контента не рассматривались и пока не понятно как Netflix удовлетворит требования правообладателей.

Интернет провайдеры
Очень важным аспектом бума онлайн мультимедиа технологой является существенно возросшие объемы трафика. За трафик должен кто-то платить. Поэтому Интернет провайдеры борются за свою долю в доходах от пропуска трафика, в то время как Интернет компании борются за равенство условий по пропуску трафика. В этом плане рынок США существенно более развит, чем наш. В этом плане нам еще очень долго ждать решения этого вопроса, а пока эффективным решением является использование услуг CDN операторов (которые решают вопрос доставки в сетях разных операторов) и оплата своего трафика у Интернет провайдеров (а также приватный пиринг). В этом вопросе очень показательна борьба Level3 и Comcast за трафик Netflix, когда Level3 предложил очень низкие цены за трафик Netflix, выиграл тендер, а потом потребовал у Comcast доставлять существенно большие объемы трафика за ту же цену. Подробности можно найти здесь и здесь. В ближайшее время мы узнаем, имеет ли право Интернет провайдер собирать деньги не только с абонентов, но и с источников трафика (в первую очередь мультимедийных порталов, которые генерируют большую часть трафика) или нет. На мой взгляд, Интернет провайдер должен отрабатывать свои доходы от продажи доступа к Интернет ресурсам на все 100%. Обратная ситуация ведет к улучшению предложения для Интернет пользователей (часть расходов на себя берут источники трафика), с другой стороны это сильно тормозит развитие мультимедийных проектов в Интернете, нарушает конкуренцию. Разрабатывая стратегию развития крупного Интернет провайдера, я бы искал другие формы монетизации основных тенденций в развитии Интернета (мультимедиа, социальные сети, мобильность).
Очень популярна оценка Интернет трафика от Cisco Systems предполагает утроение трафика к 2014 году, до 64 экзабайт в месяц. К тому времени 90% трафика будет составлять видео контент. Кто оплатит развитие сетевой инфраструктуры и технологий?

Boxee
Boxee CEO Avner Ronen в одном из интервью высказал следующую идею: “Интернет это всего лишь модель распространения, которая не определяет бизнес модель. Традиционным медиа компаниям может не нравится новая конкуренция, которую приносит Интернет, но если большинство потребителей мигрируют туда, то у них не будет выбора.» Avner Ronen предсказывает, что 50% домовладений США будут иметь Интернет ТВ в течение 5 лет, а Netflix через пару лет будет иметь больше платных подписчиков чем Comcast. Люди будут покупать доступ в Интернет у одной компании, а доступ к контенту у другой. Все сказанное очень логично, Интернет провайдерам нужно просто стать владельцами успешных ресурсов.

Выводы
В итоге можно отметить следующие тренды развития онлайн мультимедиа:

  • мультимедизация — 90% трафика в 2014 году составит видео контент
  • глобализация — онлайн мультимедиа бум накрывает новые территории
  • новые устройства — онлайн мультимедиа проникает во все устройства, в том числе и только появляющиеся
  • платность — премиум контент чаще монетизируется платной моделью
  • сетевая нейтральность — борьба за доходы от мультимедиа контента, имеют ли право Интернет провайдеры на взымание платы с Интернет порталов за пропуск трафика

Как это влияет на Ваш бизнес? Какие действия стоит предпринять чтобы извлечь выгоду из этих тенденций?