Стратегии монетизации видео контента

Монетизация онлайн видео — это основная цель запуска множества дорогостоящих проектов и реализация средств монетизации является одной из важнейших задач онлайн видео сервисов. В статье рассмотрены основные бизнес модели и технические аспекты их реализации.

Реклама
Основной подход к монетизации контента в Интернете — это реклама. Самый популярный подход к реализации успешного бизнеса по рекламной модели хорошо озвучен Eric Schmidt’ом: «Сначала сервис нужно сделать очень популярным, собрать большую аудиторию, потом средства монетизации появятся сами собой». Стартапы на данном пути ждет несколько сложностей, и самая главная — это как дожить до момента появления интересной рекламодателям аудитории. Особенно проблемный этап — когда сервис уже популярен и требует существенных ресурсов на поддержании работоспособности, но аудитория еще не настолько велика, чтобы рекламодатели выстроились в очередь. Другой проблемой может стать необходимость построения службы продаж — это тоже не самая простая задача для гениальных разработчиков.
Прежде всего рекламную модель монетизации контента реализуют видео порталы пользовательского (UGC) контента (YouTube, RuTube, DailyMotion), хотя есть и попытки монетизировать премиум контент при помощи рекламы (Hulu). В своих проектах мы столкнулись с серьезной задачей обеспечения рекламной бизнес модели с разделением доходов, когда доходы от рекламных показов распределяются между площадкой и правообладателем контента.

Большинство онлайн видео платформ ориентированы именно на эту модель монетизации контента и предлагают обширные средства по управлению рекламой, оптимизиации и сотни хитрых рекламных отчетов.

С технической точки зрения в большинстве случаев работают стандарты IAB, а именно VAST. На тему стандартов Интернет видео рекламы есть отдельная статья в нашем блоге. VAST стандарт поддерживается в видео плеерах на базе OSMF (например, StrobeMediaPlayback), в рекламном сервере OpenX, что дает возможность собрать полноценное рекламное решение практически без затрат на техническую реализацию. Для защиты контента в таких случаях часто используют токенизацию ссылок и SWF верификацию — это позволяет предотвратить массовое выкачивание видео библиотеки и его дальнейшее воспроизведение в стороннем видео плеере. Учитывая бесплатность контента для пользователей шифрация DRM средствами применяется редко, хотя и позволяет весьма удобно гарантировать монетизацию.

Разовые продажи
Базовый метод монетизации, который наиболее точно отображает картину реального мира. Просмотр или даже временной период для просмотра единицы видео контента за разовую оплату.

Подписка
Предположительно самый работающий подход к монетизации всего в Интернете. Пользователь не задумывается не много ли он уже потратил за последнее время и в то же время в масштабах длительности подписки сумма не такая уж и большая. Этот подход очень хорошо себя зарекомендовал в проектах Netflix и Hulu Plus.

С технической точки зрения есть следующие особенности реализации подписок в онлайн видео проекте.

Разделение доходов
В большинстве случаев бизнес модели, которые мы обсуждали ранее, реализуются не в чистом виде, а с разделением доходов. Это позволяет площадкам снизить затраты на привлечение премиум контента или привлечь авторов контента для размещения его на своей площадке. Площадкам в этом случае требуется обеспечить доверительный интерфейс для правообладателей, которые смогут контролировать монетизацию своего контента в реальном времени и планировать доходы.