Недавно в журнале «Мобильные Коммуникации» была опубликована статья нашего директора по развитию бизнеса Буличенко Д.А. «Место встречи изменить нельзя, или кто и как развивает инновационные сервисы».
Полный текст статьи ниже и на сайте журнала.
Сейчас можно смело утверждать, что все новые телекоммуникационные сервисы являются контент-ориентированными. Именно поэтому многие операторы связи не просто запускают отдельные контент-сервисы, а формируют специальные подразделения для развития данного направления и выделяют его в качестве главного направления стратегического развития. Эти тенденции можно увидеть у всех операторов «большой тройки».
Сами пользователи все чаще и чаще представляют себе сервисы в виде различных инновационных интернет-проектов, которые практически всегда адаптированы под мобильные устройства, а иногда только для них и сделаны. Одним из доказательств такого утверждения может служить тот факт, что в текущем квартале впервые за всю историю существования российских сотовых операторов доходы от передачи коротких сообщений (SMS) были превышены доходами мобильного Интернет-трафика.
С развитием Интернет-ориентированных сервисов традиционные операторы все больше и больше из поставщика услуг связи превращаются в «растущую битовую трубу», которая только обеспечивает тра- фик для «чужих» сервисов. Естественно, такая ситуация не устраивает игроков телекоммуникационного рынка, и сейчас можно наблюдать много интересных интеграционных проектов, в которых услуги все чаще являются Интернет-сервисами (например, мобильный поиск, мобильное видео, мобильные блоги и т.д.).
Становление инфокоммуникационного рынка требует создания новых стратегий развития для операторов связи, учитывающих тренд перехода уже ставшей традиционной инфраструктуры дополнительных сервисов (VAS) в открытое интернет-пространство. В мировом опыте (в том числе и в России) можно наблюдать несколько подходов к стратегии развития с учетом этих фактов:
• развитие Интернет-проектов силами самого оператора связи — создание интернет-ресурсов, удовлетворяющих большинство потребностей пользователей в контенте с предложением допол- нительных выгод для своих абонентов, например проектов МТС — Omlet.ru и МегаФон — Trava.ru;
• заключение партнерств с наиболее популярными Интернет-ресурсами для совместного про- движения, например «МТС Поиск» в партнерстве с «Яндексом»;
• повышение интеллектуальности «трубы» — развитие услуг по доставке контента (CDN — Content Delivery Services), потому как именно операторы могут выиграть от бурного роста потребления кон- тента пользователями через Интернет.
Но сотовые операторы не одиноки в своем движении в область цифрового бизнеса, Интернет- сервисов и контента. Эта отрасль очень интересна и телевизионным каналам, которые осознают рост своей Интернет-аудитории. Модель доставки контента через Интернет очень интересна телевизионным компаниям по той простой причине, что она дает все те же возможности доставки рекламы и контента, а удобства для пользователя гораздо больше. На западных рынках эти сервисы предлагают крупные правообладатели видеоконтента (например, сервис Hulu.com), крупные ТВ-компании (проект iPlayer компании BBC). Такая модель продвижения контента получила название catch up («вслед за эфиром») — она позволяет соблюсти интересы и основного бизнеса (ТВ), и не упустить прогрессивных пользователей в Интернете. В России такие услуги предлагает интернет-ресурс Zoomby.ru.
Остается добавить, что этот сегмент рынка уже прочно занят коренными Интернет-компаниями, например очень популярным видеохостингом YouTube. Уже ставшие традиционными Интернет-вещатели также планируют предоставлять премиум-контент на своих сайтах — как по модели продаж (когда пользователь платит за просмотр или скачивание контента), так и по рекламной модели (когда пользователь ничего не платит за доступ к контенту, но в контент вставлена реклама).
В конечном счете все эти компании борются преимущественно за одного и того же пользователя, у которого есть несколько часов на просмотр видео в Интернете (кстати, по отчетам многих агентств, это количество часов постоянно растет, отчасти за счет снижения количества часов просмотра ТВ). Можно утверждать, что в ближайшее время за наше с вами внимание в Интернете развернется нешуточная борьба, где встретятся игроки разных размеров и происхождения. Победят лучшие, а пользователи от этого только выиграют.
Развитие нового сегмента телекоммуникационного рынка стимулирует производителей про- граммных средств на разработку новых продуктов, которые помогут Интернет-вещателям организовать качественную и надежную доставку контента до потребителя. Недавно вышедшие программные продукты Adobe Flash Media Server 4 и Adobe Flash Access 2.0 компании Adobe Systems дают множество интересных возможностей для организации доступа к видео контенту через сеть Интернет с разными бизнес моделями: HTTP Dynamic Streaming (возможность доставлять защищенный контент в сетях с плохим качеством каналов связи и низкими скоростями), P2P-доставка видео (снижает затраты на Интернет-каналы), высокопроизводительные социальные приложения. Google TV обещает окончательно соединить WEB и ТВ. Впрочем, многие производители телевизоров уже поддерживают Интернет-приложения в своих продуктах.
В стороне от нашего обсуждения осталась одна стратегия развития операторского бизнеса — это развитие CDN-услуг. Собственно, быстро растущие объемы потребления контента через Интернет дают хорошую возможность для развития бизнеса в этой области. Каждому Интернет-проекту очень накладно развивать свою инфраструктуру, способную выдержать крупные нагрузки и большую ау- диторию пользователей. Мало того, особенности продвижения таких ресурсов часто приводят к так называемым эффектам slash dot — когда по результатам маркетинговой активности количество
посещений вырастает на порядок в течение непродолжительного периода времени, а инфраструк- тура крайне редко готова к таким нагрузкам. Поэтому для успешного развития Интернет-проектов очень привлекательны CDN-услуги — когда арендованная инфраструктура готова справиться с любым наплывом пользователей, а компании не нужно вкладываться в заведомо простаивающую инфраструктуру. Наличие специальных услуг для качественной доставки видеоконтента пользо- вателям делают CDN-операторов вообще жизненно важными для финансово эффективных муль- тимедийных проектов. Здесь еще хотелось бы отметить, что даже самым крупным интернет-компа- ниям бывает трудно договориться о выгодных условиях пиринга с интернет-провайдерами, а ис- пользование CDN-услуг крупного оператора решает эту проблему.
Мы стремимся развить максимальный уровень экспертизы во всех технических вопросах ведения крупных Интернет-проектов и предоставить нашим Заказчикам возможность быстрого и удобного выбора технологий построения сервисов. В большинстве случаев наш опыт помогает избежать существенных ошибок, а в конечном итоге — снизить затраты на реализацию и развитие проекта. Опыт наших сотрудников распространяется практически на всю экосистему Интернет-проектов: от административных вопросов по интеграции с системами управления предприятием (например, 1С), подготовки контента и проектирования услуги до сложных вопросов разработки высоконагрузочных Интернет-решений.