Эта статья расскажет Вам как эффективно использовать Google Analytics для Вашего информационного сайта или блога. Хорошая веб аналитика не обязательно означает дорогая. Вы можете использовать сложные и очень функциональные системы типа Omniture, которые освещают все уровни детализации статистических данных и интегрируют их во все Ваши информационные системы. Однако, когда Ваши требования не так высоки или попросту у Вас нет такого бюджета, Вы все равно можете получить очень богатый набор аналитической информации при помощи бесплатных средств и в первую очередь Google Analytics. Выгода от небольших инвестиций в развитие качества аналитической информации как правило существенно выше затрат на их реализацию.
В цикле статей мы расскажем как можно получить очень ценные данные при качественном использовании Google Anlytics. Внедрение Google Analytics, как правило, заканчивается после копирования javascript кода счетчика в нижнюю часть страниц. Давайте попробуем продвинуться немного дальше.
Прежде всего реализацию средств аналитики нужно начать после того как определены цели и задачи сайта. Веб аналитика сайтов электронной коммерции будет рассмотрена отдельна. Определить цели и задачи Интернет магазина, его метрики для анализа, как правило, оказывается существенно проще. В случае некоммерческого сайта — корпоративного или персонального блога, информационного сайта компании определить цели и задачи бывает существенно сложнее. Тем не менее любой сайт имеет свои цели и задачи. Мы будем рассматривать реализацию веб аналитики на примере нашего сайта (корпоративный сайт + блог). Приступим к определению целей и задач:
- генерация лидов
- вовлечение посетителей в диалог
- предоставление релевантного контента
Генерация лидов — обращение посетителей сайта за дополнительной информацией, например, отправка емейла по одному из указанных на сайте адресов. Эта цель очень популярна для множества информационных корпоративных сайтов, рассказывающих о замечательных продуктах и услугах. Измерять успешность такого сайта по количеству посетителей может и интересно, но не совсем эффективно. Далее мы рассмотрим, что может нам предложить Google Analytics.
Вовлечение посетителей (user engagement) — очень популярная цель для блогов, которая означает вовлечение пользователей в диалог, когда они читают посты, оставляют комментарии, подписываются на рассылки.
Предоставление релевантного контента — пользователи попавшие на Ваш сайт приходят в поисках информации и очень важно понять насколько она соответствует их потребностям, нашли ли они то, что искали, помогла им эта информация или нет, скачивали ли они материалы с сайта или нет. Показатель отказов не совсем точно отображает картину происходящего. После того как определены цели и задачи сайта можно приступать к проектированию механизмов веб аналитики.
Указанные выше метрики удобно собирать при помощи механизма отслеживания событий (event tracking), который можно реализовать быстро и с минимальными усилиями. Вообще для этих целей применим и механизм виртуальных просмотров страниц (virtual pageview), но он на мой взгляд несколько менее удобен, т.к. заполняет пространство страниц и может приводить к зашумлению других результатов.
Механизм отслеживания событий очень удобен для генерации статистических данных из JavaScript при использовании AJAX или Flash на сайте или когда страницы генерируются автоматически в большом количестве.
Отслеживание событий реализовано в ga.js, поэтому если Вы используете старую версию google analytics на базе urchin.js, то Вам потребуется миграция на более новую версию. С технической точки зрения необходимо добавить следующий вызов JS функции в местах генерации событий
1 | _trackEvent(category,action,optional_label,optional_value) |
В нашем случае отслеживаемыми событиями будут переходы по ссылкам:
- подписка на рассылки, в том числе RSS
- отправка почты mailto:
- написание комментариев к статьям блока
- отметка понравилось/не понравилось
На примере RSS подписки рассмотрим механизм добавления трекера для событий. Вы наверняка заметили в нашем блоге ссылку на RSS поток, который мы призываем Вас использовать, т.к. здесь будет много чего интересного в ближайшее время. Именно к нему мы сейчас и добавим возможность генерировать события в Google Analytics. Изначально, код вывода этого элемента был следующий:
1 2 3 | <div id="rss"> <a href="<?php bloginfo('rss_url'); ?>"><span>Подписаться</span></a> </div> |
Добавим к ссылке событие onclick, куда и вставим код генерации события.
1 | onClick="_gaq.push(['_trackEvent', 'Engagement', 'Subscription', 'RSS']);" |
Должно получиться что то похожее на
1 2 3 | <div id="rss"> <a href="<?php bloginfo('rss_url'); ?>" onClick="_gaq.push(['_trackEvent', 'Engagement', 'Subscription', 'RSS']);"><span>Подписаться</span></a> </div> |
Аналогичным образом нужно добавить генерацию событий в разделах публикации комментариев и отправки почты — после этого переходим к веб интерфейсу Google Analytics (на самом деле это стоит делать спустя сутки, когда будет сгенерирована часть событий, или хотя бы зарегистрируются в системе Ваши тестовые действия. В этом плане статистика в реальном времени Omniture SiteCatalyst более удобна.
Интересующие нас отчеты расположены в разделе Содержание -> Отслеживание событий
Стоит отметить, что для событий можно также назначать вес (optional_value), который позволит в дальнейшем отслеживать суммарный вес и средний вес событий за период времени по разным сегментам пользователей. Анализ событий можно проводить в разрезе категорий, действий и ярлыков — соответственно, первый, второй и третий параметры вызова метода _trackEvent. В каждом отчете по всем событиям вычисляются значения суммарного и среднего веса. В нашем случае все публикации комментариев идут с весом 1 (добавлен один комментарий), а отметка понравилась/не понравилась статья идут с +1/-1 соответственно, что позволяет смотреть общий индекс настроений по статьям, сайту и другим способам аггрегации.
В конечном итоге Вы должны увидеть что то похожее на следующую картинку.
Надеемся эта информация была для Вас полезна и помогла немного улучшить сбор аналитической информации на Вашем сайте. Мы всегда рады помочь Вам с развитием средств веб аналитики в Ваших онлайн проектах и будем рады Вашим комментариям, вопросам и обращениям.