Веб аналитика для некоммерческих сайтов


Эта статья расскажет Вам как эффективно использовать Google Analytics для Вашего информационного сайта или блога. Хорошая веб аналитика не обязательно означает дорогая. Вы можете использовать сложные и очень функциональные системы типа Omniture, которые освещают все уровни детализации статистических данных и интегрируют их во все Ваши информационные системы. Однако, когда Ваши требования не так высоки или попросту у Вас нет такого бюджета, Вы все равно можете получить очень богатый набор аналитической информации при помощи бесплатных средств и в первую очередь Google Analytics. Выгода от небольших инвестиций в развитие качества аналитической информации как правило существенно выше затрат на их реализацию.

В цикле статей мы расскажем как можно получить очень ценные данные при качественном использовании Google Anlytics. Внедрение Google Analytics, как правило, заканчивается после копирования javascript кода счетчика в нижнюю часть страниц. Давайте попробуем продвинуться немного дальше.

Прежде всего реализацию средств аналитики нужно начать после того как определены цели и задачи сайта. Веб аналитика сайтов электронной коммерции будет рассмотрена отдельна. Определить цели и задачи Интернет магазина, его метрики для анализа, как правило, оказывается существенно проще. В случае некоммерческого сайта — корпоративного или персонального блога, информационного сайта компании определить цели и задачи бывает существенно сложнее. Тем не менее любой сайт имеет свои цели и задачи. Мы будем рассматривать реализацию веб аналитики на примере нашего сайта (корпоративный сайт + блог). Приступим к определению целей и задач:

  • генерация лидов
  • вовлечение посетителей в диалог
  • предоставление релевантного контента

Генерация лидов — обращение посетителей сайта за дополнительной информацией, например, отправка емейла по одному из указанных на сайте адресов. Эта цель очень популярна для множества информационных корпоративных сайтов, рассказывающих о замечательных продуктах и услугах. Измерять успешность такого сайта по количеству посетителей может и интересно, но не совсем эффективно. Далее мы рассмотрим, что может нам предложить Google Analytics.
Вовлечение посетителей (user engagement) — очень популярная цель для блогов, которая означает вовлечение пользователей в диалог, когда они читают посты, оставляют комментарии, подписываются на рассылки.
Предоставление релевантного контента — пользователи попавшие на Ваш сайт приходят в поисках информации и очень важно понять насколько она соответствует их потребностям, нашли ли они то, что искали, помогла им эта информация или нет, скачивали ли они материалы с сайта или нет. Показатель отказов не совсем точно отображает картину происходящего. После того как определены цели и задачи сайта можно приступать к проектированию механизмов веб аналитики.

Указанные выше метрики удобно собирать при помощи механизма отслеживания событий (event tracking), который можно реализовать быстро и с минимальными усилиями. Вообще для этих целей применим и механизм виртуальных просмотров страниц (virtual pageview), но он на мой взгляд несколько менее удобен, т.к. заполняет пространство страниц и может приводить к зашумлению других результатов.
Механизм отслеживания событий очень удобен для генерации статистических данных из JavaScript при использовании AJAX или Flash на сайте или когда страницы генерируются автоматически в большом количестве.

Отслеживание событий реализовано в ga.js, поэтому если Вы используете старую версию google analytics на базе urchin.js, то Вам потребуется миграция на более новую версию. С технической точки зрения необходимо добавить следующий вызов JS функции в местах генерации событий

1
_trackEvent(category,action,optional_label,optional_value)

В нашем случае отслеживаемыми событиями будут переходы по ссылкам:

  • подписка на рассылки, в том числе RSS
  • отправка почты mailto:
  • написание комментариев к статьям блока
  • отметка понравилось/не понравилось

На примере RSS подписки рассмотрим механизм добавления трекера для событий. Вы наверняка заметили в нашем блоге ссылку на RSS поток, который мы призываем Вас использовать, т.к. здесь будет много чего интересного в ближайшее время. Именно к нему мы сейчас и добавим возможность генерировать события в Google Analytics. Изначально, код вывода этого элемента был следующий:

1
2
3
<div id="rss">
<a href="<?php bloginfo('rss_url'); ?>"><span>Подписаться</span></a>
</div>

Добавим к ссылке событие onclick, куда и вставим код генерации события.

1
onClick="_gaq.push(['_trackEvent', 'Engagement', 'Subscription', 'RSS']);"

Должно получиться что то похожее на

1
2
3
<div id="rss">
<a href="<?php bloginfo('rss_url'); ?>" onClick="_gaq.push(['_trackEvent', 'Engagement', 'Subscription', 'RSS']);"><span>Подписаться</span></a>
</div>

Аналогичным образом нужно добавить генерацию событий в разделах публикации комментариев и отправки почты — после этого переходим к веб интерфейсу Google Analytics (на самом деле это стоит делать спустя сутки, когда будет сгенерирована часть событий, или хотя бы зарегистрируются в системе Ваши тестовые действия. В этом плане статистика в реальном времени Omniture SiteCatalyst более удобна.
Интересующие нас отчеты расположены в разделе Содержание -> Отслеживание событий

Стоит отметить, что для событий можно также назначать вес (optional_value), который позволит в дальнейшем отслеживать суммарный вес и средний вес событий за период времени по разным сегментам пользователей. Анализ событий можно проводить в разрезе категорий, действий и ярлыков — соответственно, первый, второй и третий параметры вызова метода _trackEvent. В каждом отчете по всем событиям вычисляются значения суммарного и среднего веса. В нашем случае все публикации комментариев идут с весом 1 (добавлен один комментарий), а отметка понравилась/не понравилась статья идут с +1/-1 соответственно, что позволяет смотреть общий индекс настроений по статьям, сайту и другим способам аггрегации.
В конечном итоге Вы должны увидеть что то похожее на следующую картинку.

Надеемся эта информация была для Вас полезна и помогла немного улучшить сбор аналитической информации на Вашем сайте. Мы всегда рады помочь Вам с развитием средств веб аналитики в Ваших онлайн проектах и будем рады Вашим комментариям, вопросам и обращениям.