В предыдущей статье мы рассказывали про то, какие метрики становятся все более важными для Интернет проектов и воронка конверсии была одной из них. Сейчас мы подробно рассмотрим процесс внедрения механизма отслеживания воронки конверсии на примере Google Analytics.
Прежде всего спроектируем наш процесс конверсии. Объективно этот этап является самым сложным, т.к. далее все — дело техники. Чтобы не быть скучными и не рассматривать базовый процесс покупки чего-нибудь в Интернете мы возьмем в качестве примера Интернет видео портал, позволяющий пользователям бесплатно смотреть видео контент (Hulu например). Целью такого портала является сбор хорошей аудитории. Хорошей в плане регулярных посещений, длительных просмотров и активно использующих социальные сервисы.
Управление целями в Google Analytics происходит из меню управления профилем — там есть целый подраздел «Цели». Две заполненные цели для нашего случае отображены на рисунке ниже.
Учитывая цели нашего портала мы определили конверсию следующим образом:
Как Вы можете заметить мы выбрали в качестве типа соответствия — соответствие регулярного выражения. Это сделано для того, чтобы обозначить часть целей в виде реальных страниц с паттерном наименования, а часть — в виде виртуальных страниц, просмотры которых генерятся при помощи JavaScript кода отслеживания.
Теперь осталась самая малость — аккуратно расставить код отслеживания для виртуальных страниц — в нашем случае это страницы «/goals/*». Например, при навигации по меню и инициализации страниц разделов, нужно сгенерировать просмотр страницы «/goals/browse_cat», а при добавлении контента в избранное «/goals/share». Замечу, что это можно делать и при добавлении в социальные сети, например Facebook (JS API позволяет отслеживать эти события).
Код генерации просмотра виртуальной страницы для асинхронного режима работы с Google Analytics приведен ниже
1 2 | try { _gaq.push(['_trackPageview', '/goals/browse_cat']);} catch (err) {return;} |
Гибкость размещения JS кода генерации прохождения очередного этапа позволяет создавать очень гибкие политики учета. Например, Вы можете сделать ветвление в логике перехода на следующий этап: пользователь, оставивший более трех комментариев или проставивший три рейтинга считается вовлеченным. Ранее мы обсуждали сегментацию пользователей в Google Analytics. Здесь самое место, чтобы выделить вовлеченного пользователя в сегмент и в дальнейшем анализировать: сколько денег Вам приносят вовлеченные пользователи по сравнению с обычными, как часто они возвращаются, где они обычно находятся. После того как все счетчики расставлены и прошло некоторое время — можно заняться просмотром отчетов и анализом происходящей ситуации.
В Google Analytics ни в одном отчете пока воронку увидеть не получится, но в отчете «Цели» -> «Визуализация последовательностей» тоже вполне удобно анализировать прохождение этапов конверсии. Каждый этап представлен приведенным ниже блоком. Каждый блок показывает каким образом люди пришли к выполнению очередного этапа последовательности, сколько пользователей пришло к этапу, а сколько ушло и куда ушло. Кроме того, расчитывается сколько пользователей перешло на следующий этап, какой процент. При помощи этого средства Вы можете аккуратно проанализировать каждый этап: отметить где больше всего пользователей теряется и куда они уходят. Простейший пример, не очень понятное расположение информационной ссылки на очередном этапе конверсии может уводить пользователей на чужой сайт.