This post is also available in: Английский
В начале июня прошла замечательная http://bmw-history.ru/ конференция D9 популярного издания AllThingsDigital, которая собрала известнейших представителей Интернет индустрии (и не только), таких как Eric Schmidt (Google) и Reed Hastings (Netflix). Полные записи видео интервью публикуются на сайте AllThingsD, большинство из них содержат очень интересные и ценные мысли. В этой статье мы расскажем взгляды Reed’а Hastings’а на видео бизнес Netflix, особенности успеха и стратегию развития компании.
Reed Hastings создал уникальную и очень успешную компанию, выдавил с рынка крупную компанию Blockbuster. Первоначальный бизнес по аренде DVD дисков и рассылке их по почте вырос в крупнейший Интернет видео бизнес и продолжает быстро расти (более 20 млн подписчиков). Одна из наиболее обсуждаемых тем в Интернет изданиях — это суммы, которые Netflix выплачивает компаниям правообладателям за контент. Размеры выплат постоянно растут. Reed Hastings говорит, что это абсолютно нормальная ситуация. Количество абонентов Netflix быстро растет и компания может платить больше за контент.
Когда бизнес Netflix только развивался для правообладателей рассылка DVD дисков в аренду была неприятным явлением, негативно сказывающимся на продажах. Но с переходом на онлайн стриминг контента Netflix стал платить существенные роялти правообладателям за права на Интернет распространение (раньше требовалось лишь купить определенное количество DVD дисков). Взаимоотношения правообладателей и Reed’у Hastings’а существенно улучшились. В интервью Reed сказал, что вообще вся идея взаимоотношений существенно преувеличена. Чем больше денег вы приносите — тем лучше к вам относятся.
Многие видео порталы (Vudu, Amazon Prime, Hulu plus), конкуренты Netflix, строят свою конкурентную модель по принципу, что этого контента нет на Netflix. Но это слабо влияет на успешность и параметры роста Netflix. Компания тщательно выбирает набор контента, доступный всего лишь за $8 в месяц без ограничений — как правило, это предыдущие сезоны, отличные фильмы выпущенные на DVD. Это позволяет держать цену очень низкой и в то же время предоставить пользователям очень хороший выбор видео для просмотра. Netflix не собирается предлагать огромный выбор свежайшего контента, это слишком сильно увеличит стоимость. Самый новый контент обычно продают по модели Pay Per View (с существенно большей наценкой правообладателя), которая не приобрела такой широкой популярности как подписки.
Помимо прямых конкурентов типа Vudu, Amazon, Hulu компания Netflix косвенно конкурирует с кабельными операторами (HBO), спутниковыми ТВ компаниями и телекомами (Comcast). В конечном итоге пользователь выбирает каким образом ему смотреть кино и как много потратить на Интернет контент. Многие компании движутся в сторону TV Everywhere бизнес модели, расширяя спектр доступных устройств для просмотра контента. Именно по этой причине на Netflix вообще нет контента HBO, которым в долгосрочной перспективе успех Netflix не очень выгоден и они отказываются от предложений Netflix. Во время интервью Reed отметил следующие основные принципы развития конкурентных преимуществ Netflix:
- Повышение качества видео (UltraHD) — выход на новые уровни доставки видео. Развитие оптических сетей дает прекрасные для этого технические возможности.
- Превосходный интерфейс пользователя — Apple доказала, что внешний вид имеет одно из первостепенных значений.
- Персонализация — подбор рекомендаций контента пользователю, от просмотра которого невозможно отказаться. Чем лучше рекомендации — тем дольше пользователь использует сервис.
- Социальная интеграция — еще одна попытка привлечь силу социальных сетей к развитию сервиса
- Выход на международный уровень — экспансия сервиса в новые страны
- Видео сервис на каждом устройстве с подключением к Интернет
Очень важным стратегическим направлением развития компании является выход на все телевизонные экраны. В ближайшем будущем все телевизоры будут подключены к Интернет при помощи WiFi модулей, для телевизоров будет свой App Store из которого пользователи смогут устанавливать приложения. Очень важной задачей для Netflix является создание впечатления, что если устройство подключено к Интернет, то там есть видео сервис Netflix (также логично как и то, что там есть браузер). Планшетные компьютеры и мобильные телефоны гораздо менее интересны для Netflix как устройства потребления премиум контента.
Netflix планирует международную экспансию (первая страна после США — Канада). До конца 2011 Netflix планирует запустить портал еще в одной стране кроме Канады. По оценкам Netflix окупаемость видео сервиса наступает через 1-3 года, что является очень хорошим показателем. Основная конкуренция в новых странах для Netflix — это пиратство. В США Netflix обогнал BitTorrent по популярности, да и вообще сделал очень многое в борьбе с пиратством — демократичные цены позволили многим пользователям переключиться на легальный контент. Основное средство против пиратства — это удобство сервиса и низкие цены.
Очень рекомендую посмотреть полное интервью — Reed очень интересный спикер.