Over The Top (OTT): Pay TV сервисы и платформы

This post is also available in: Английский

multiple screens video

В последнее время термин Over The Top (OTT) TV стал очень популярным. Компании всего мира предлагают продукты и сервисы связанные с OTT платформами. Вообще этот термин скорее всего родился в глубине телекоммуникационной отрасли во время обсуждения операторами Интернет доступа (ISP) проблемы превращения их бизнеса в широкие трубы. В то же время традиционным Интернет компаниям при построении мультимедийных Интернет сервисов даже в голову не приходит, что может быть как то иначе (не через top, а через приватную IP сеть). В этой статье мы расскажем про OTT, про TV и про Интернет, а точнее как все это уживается вместе.

Краткий экскурс в историю платного ТВ
Идея продавать видео контент пользователям стара как мир. Этот бизнес много лет назад начали осваивать кабельные операторы, поставляющие в домовладения множество ТВ каналов, не доступных в свободном вещании, по дополнительному кабелю. Суть технологии кабельного телевидения требует наличия кабеля в каждое домовладение, что по сути требует построения дополнительных сетей передачи видео сигнала. На момент бурного развития кабельного телевидения мощности Интернет подключения были не способны передавать видео в хорошем качестве, построение выделенной инфраструктуры доставки сигнала было обосновано. Спустя некоторое время Интернет технологии существенно развились, скорость соединения прилично возросла, а производительность чипсетов стала позволять декодировать цифровые видео сигналы в высоком качестве. Осознав это телекоммуникационные компании решили вступить в борьбу с кабельными операторами: телекомы один за другим стали внедрять IPTV решения (предлагая своим абонентам за дополнительную плату подключить множество ТВ каналов), впрочем кабельные операторы стали предлагать доступ в Интернет через свои кабельные сети. Казалось бы на этом должно произойти слияние отраслей и на этом история заканчивается — телекомы соревнуются в тарифах на доступ к ТВ. Но процесс эволюции Интернет технологий не остановился, а продолжился еще быстрее. Продолжая развивать свои основные услуги Интернет провайдеры продолжали ускорять доступ пользователей к ресурсам Интернет сети. В определенный момент времени пользователи в среднем стали обладать достаточной полосой пропускания для потребление видео контента в HD качестве через публичные Интернет каналы. Этим и воспользовались многие стартапы, запустив свои Интернет видео проекты. Причем бизнес модель новых стартапов была существенно эффективнее телекоммуникационных компаний: не нужно никаких дополнительных устройств, не нужно ничего настраивать, нужен лишь доступ в Интернет, который уже есть. Стартапы предложили покупку контента в один клик без нудных многостраничных контрактов телекоммуникационных компаний. Через некоторое время операторы заметили, что доля онлайн видео в трафике их абонентов постоянно растет, скорость роста Интернет видео компаний существенно больше скорости роста их IPTV продуктов. Анализ этой ситуации показал, что появились Over The Top видео платформы и платные видео сервисы (Pay TV).

В этой ситуации мы и находимся сейчас. На стыке нескольких отраслей эксперты ищут ответы:

  • Контент компании и медиа холдинги — как максимизировать прибыль от контента, которым они обладают
  • Телекоммуникационные компании — как привлечь своих абонентов к оплате контента через лицевой счет оператора
  • Интернет компании — какие новые мультимедийные сервисы предложить пользователям

С другой стороны наступило понимание, что тянуть кучу кабелей в одно домовладение нет смысла. Достаточно одного, но очень быстрого. Постепенно беспроводные технологии подходят к тому, чтобы позволить нам отказаться и от последнего кабеля. Отраслевые стандартны разработки видео сервисов в целом пришли к единому пониманию архитектуры Интернет видео сервиса (OTT Pay TV) — кабельные ТВ сети, сети публичного вещания, телекоммуникационные услуги, Интернет порталы. Можно сказать, что все свелось в веб разработке и интеграции. На мой взгляд термин OTT PayTV продвигают производители телекоммуникационного оборудования, которым нужно показать масштабность видео платформы, в то время как это всего лишь способ доставки видео контента. Успешность платного ТВ сервиса сейчас обуславливается совершенно другими причинами. Успешному платному ТВ нужно несколько ключевых факторов:

  • большой выбор качественного контента, желательно эксклюзивного
  • простота доступа, оплаты, использования на большинстве пользовательских устройств
  • отличный дизайн и эргономика — нынче модно называть это «секси» 🙂

Каждая отрасль сильна в одном из этих трех ключевых факторов, у каждой есть хороший задел для старта. Нужно только начать правильно его использовать.

Структура Over The Top (OTT) Pay TV
Типовая структура OTT видео платформы практически идентична у большинства поставщиков. Учитывая особенности технологического характера у Интернет проектов не так уж и много свободы в построении видео платформы. Поэтому большинство поставщиков, рассказывая про уникальные преимущества именно их решения, умалчивают некоторые детали.

Сервис платного телевидения в нынешнем понимании состоит из Over The Top (OTT) Pay TV платформы и веб платформы. Веб платформа — это набор средств для генерации витрин контента, пользовательский интерфейс навигации (включая базы данных, кеши, фронтэнды, бэкэнды), система управления контентом. Это стандартная веб разработка на PHP / Java / Python / Node.js / Perl / Ruby (кому что нравится) с использованием популярных средств типа MySQL базы данных, кеш серверов MemCached, HTTP серверов NGINX / lighttpd. Over The Top (OTT) Pay TV платформа состоит из следующих модулей:

  • Система подготовки контента — серверы транскодирования видео под разные устройства
  • Система доставки контента (CDN) — вещающие видео серверы
  • Система защиты контента (DRM) — серверы шифрации контента и управления ключами доступа
  • Система монетизации — серверы реализации бизнес модели (реклама, ppv, подписка)
  • Видео плеер — аппаратные средства и программные реализации средств воспроизведения видео контента

Большинство производителей решений комбинируют различные продукты и представляют их под своим брендом. В нашей работе мы называем это просто видео платформой, т.к. она дает возможность реализовать видео сервис для абонентов. Популярность hosted решений привела к появлению множества онлайн видео платформ, позволяющих реализовать видео сервис без решения технических задач по реализации видео платформы. Далее мы более подробно рассмотрим основные модули Over The Top (OTT) Pay TV платформы.

Система подготовки контента
Система подготовки контента обеспечивает транскодирование исходных файлов видео контента, полученных от правообладателей, в нужные профили для всех планируемых устройств. Для большинства устройств требуются специальные настройки кодеков (видео профили) для оптимального воспроизведения. Кроме того, часто требуется несколько качеств видео под каждое устройства для динамической адаптации видео изображения под ширину Интернет канала пользователя. В итоге получается, что из одного исходника требуется сгенерировать 10 и более видео файлов в разных контейнерах и с разными настройками кодеков (в основном H.264). Зная количество поступающего контента можно оценить потребность в вычислительной мощности для оперативной подготовки видео материалов для видео сервиса.
В своей работе мы используем Rhozet Carbon Server и бесплатный ffmpeg, хотя конечно бесплатное обладает большим списком недостатков, тем не менее позволяет решить задачу.

Система доставки контента
В случае использования услуг сторонних поставщиков CDN услуг этот модуль может вообще отсутствовать в составе платформы. Система доставки контента обеспечивает передачу видео контента на пользовательское устройство для воспроизведения. Из-за фрагментации платформ система доставки контента зависит от устройств, которые требуется поддержать. Наиболее распространены на данный момент следующие форматы доставки контента:
PC, Android — H.264 HTTP Dynamic Streaming через Adobe Flash (без затрат на медиа серверы)
iOS — H.264 HTTP Live Streaming (новый релиз Flash Media Server должен его поддерживать, выполняя фрагментацию на лету)
TV — H.264 HTTP Progressive Download
При построении системы доставки контента нужно выбрать между гибкостью (сложностью) видео платформы и унифицированной формой доставки видео (простота видео платформы).

Система защиты контента
Для предоставления контента крупнейших правообладателей в видео сервисе нужно обеспечить надежную защиту этого контента. Применимость систем защиты сильно зависит от устройств на которых планируется отображать видео. Учитывая множество пользовательских устройств при запуске Over The Top (OTT) Pay TV сервисов требуется использовать несколько DRM решений:
PC, Android — Adobe Flash Access, RTMPE доставка. Позволит минимизировать неудобства пользователей по установке дополнительных плагинов.
iOS — только Widevine.
TV — в зависимости от производителя, например Marlin DRM для Philips.
Структурно система защиты контента, как правило состоит из двух частей: предварительного шифратора контента и сервера выдачи лицензий (ключей) на просмотр контента. Adobe Flash Access 2.0 при лицензировании не различает этих ролей — они определяются лишь при установке и конфигурировании DRM серверов (при желании можно все совместить в рамках одного сервера).

Система монетизации
Реализация выбранной бизнес модели видео сервиса требует специальной системы. Основные бизнес модели:

  • Реклама (pre-roll, mid-roll, post-roll, banner, overlay)
  • Pay Per View — разовая оплата
  • Download To Own — скачивание навсегда
  • Subscription — подписка

В некоторых случаях система монетизации тесно интегрируется с системой защиты контента для принятия решения о выдаче лицензии на просмотр. Как правило система монетизации состоит из трех основных частей:

  • рекламный сервер (бесплатные модели)
  • биллинг (платные модели)
  • сервер статистики и отчетности

В своей работе мы используем решения на базе open source OpenX рекламного сервера.

Видео плеер
На последней конференции Web 2.0 Summit была очень удачно выбрана тематика обсуждений развития Интернет индустрии — точки контроля. Мы писали о Web 2.0 Summit и приводили наиболее важные высказанные идеи. Одной из важных точек контроля является платформа пользовательских устройств. Видео сервисам очень важно предоставить услугу на наиболее популярных пользовательских устройствах, сейчас это: Win/Mac PC, Apple iOS, Google Android, TV / STB. В зависимости от устройств на которые ориентирован сервис можно легко определиться с технологиями, которые нужно использовать для реализации премиум видео сервиса.

Для выхода на Win / Mac платформу определенно наиболее эффективный результат даст использование технологий Flash платформы. Flash плагин установлен у большинства пользователей. Другие платформы (Silverlight, HTML5) очень далеки до зрелости Adobe Flash с более чем десятилетней историей развития. Кроме того, альтернативные платформы потребуют пользователя установить дополнительные плагины (например, модуль защиты Widevine). Разработка Flash видео плеера является весьма стандартной задачей и при наличии должного опыта компания разработчик легко справится с ней.

Для выхода на Apple iOS необходимо использовать либо HTML5 реализацию видео плеера, либо использовать Widevine DRM модуль в случае если необходима надежная защита контента. Особо стоит отметить, что если защита контента не является обязательной, то можно использовать возможность компиляции Flash контента в приложения для iOS.

Для выхода на Android устройства весьма эффективно использование Flash видео плееров, RTMPE доставки контента при помощи Adobe Flash Media Server. Более подробно о разработке видео приложений для Android вы можете прочитать в нашей статье здесь. При разработке видео приложений важно помнить, что пользователь управляет пальцами.

Реализация видео приложений под ТВ и Set Top Box’ы сильно фрагментирована в зависимости от производителей этих устройств. Philips телевизоры поддерживают Marlin DRM, другие Widevine, третьи Flash, а некоторые вообще не позволяют защищать контента. При разработке видео приложений важно помнить, что пользователь управляет пультом ДУ.

Мы очень не рекомендуем экономить на разработке видео плееров, т.к. по сути это основной интерфейс их продукта, с которым пользователи взаимодействуют большую часть времени. Желательно выделить ресурсы на разработку фирменного стиля плеера и его реализацию / адаптацию под разные типы устройств.

Мы будем рады вашим вопросам и информации о вашем опыте с Over The Top (OTT) Pay TV платформами. Также буду рад поделиться опытом и ответить на вопросы проработки Pay TV сервисов.